Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъектам малого и среднего предпринимательства открыт более широкий доступ к государственным закупкам, обеспечены преимущественные условия в получении поддержки государства и к участию в государственных программах.
Федеральная налоговая служба является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона), вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Таким образом, вышеуказанные положения законодательства однозначно устанавливают дату (1 июля текущего календарного года), по состоянию на которую используются сведения в целях ежегодного формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения, которые содержатся в представляемых налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
При этом непредставление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, в силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ является основанием для исключения 10 августа текущего календарного года содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о таких юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях.
В связи с окончанием налогового периода и в целях предотвращения исключения содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Смоленской области дополнительно информирует о необходимости исполнения налогоплательщиками вышеуказанной обязанности по представлению сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, в том числе - о необходимости контроля сведений о принятии налоговым органом налоговой декларации (расчета) – об отсутствии отказа в приеме.
Преимущества регистрации в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
Единый реестр МСП – это база данных о субъектах МСП, размещенная в открытом доступе (сайт Федеральной налоговой службы rmsp.nalog.ru), при обращении к которой можно подтвердить принадлежность хозяйствующего субъекта к категории малого или среднего предпринимательства.
Единый реестр МСП создан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Преимущества нахождения в Едином реестре МСП:
1. Льготные кредиты в рамках Программы Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764).
Льготный кредит можно взять в рублях РФ на конкретные цели:
- инвестиционные (например, покупка нового оборудования или помещения, реконструкция производства) - в размере от 500 тысяч до 1 миллиарда рублей сроком до 10 лет и до 2 миллиардов рублей, если Заемщик осуществляет деятельность в таких приоритетных отраслях как туристская деятельность и деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов);
- на пополнение оборотных средств в размере от 500 тысяч до 500 миллионов рублей сроком до 3-х лет.
Льготная конечная ставка для заемщика в рамках программы не превысит предельное значение 8,5% годовых.
На льготные кредиты и займы могут рассчитывать предприниматели, которые работают в приоритетных для государства направлениях:
- Сельское хозяйство и услуги в этой области.
- Обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая переработка сельскохозяйственной продукции.
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
- Строительство.
- Туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма.
- Деятельность в области информации и связи.
- Транспортировка и хранение.
- Деятельность в области здравоохранения.
- Деятельность в области образования.
- Водоснабжение, водоотведение, организация сбора, обработки и утилизации отходов, в том числе отсортированных материалов, а также переработка металлических и неметаллических отходов, мусора и прочих предметов во вторичном сырье, деятельность по ликвидации загрязнений.
- Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов).
- Деятельность в области культуры, спорта.
- Деятельность профессиональная, научная и техническая.
- Деятельность в сфере бытовых услуг.
- Деятельность в сфере розничной торговли на территории моногородов.
- Деятельность в сфере розничной и (или) оптовой торговли при условии, что кредитный договор заключается на инвестиционные цели.
2. Получение налоговых льгот по уплате налога на имущество организаций и транспортного налога
Законами Смоленской области от 30.11.2011 № 114-з «О налоговых льготах», от 14.11.2019 № 113-з «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы» установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций, транспортного налога, а также льготная процентная ставка по упрощенной системе налогообложения (доходы) в размере 4,5% для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий.
Одним из условий предоставления указанных льгот является наличие налогоплательщика в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений об указанном налогоплательщике по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу.
3. Получение поддержки в организациях инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
Актуальная информация о системе мер государственной поддержки на территории региона размещена на Инвестиционном портале Смоленской области (https://smolinvest.com/), на сайте Департамента инвестиционного развития Смоленской области (https://dep.smolinvest.com/).
Центр «Мой бизнес» (город Смоленске ул. Тенишевой, д. 15, 8 этаж,http://cpp67.ru/).
Единый телефон поддержки: 8 (4812) 638-038.
Центр поддержки предпринимательства Смоленской области бесплатно оказывает субъектам МСП комплекс информационно-консультационных услуг:
- финансовое планирование;
- оптимизация налогообложения;
- маркетинговое сопровождение деятельности и бизнес-планирование;
- правовое обеспечение деятельности;
- информационное сопровождение деятельности;
- консультационные услуги по подбору персонала, по вопросам применения трудового законодательства;
- содействие в регистрации в Роспатенте объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, промышленный образец, полезная модель/изобретение, фирменное наименование);
- работа по упаковке франшиз;
- содействие по изготовлению сертификата ключа проверки электронной подписи для системы Электронные торги;
- консультирование по вопросам сертификации товаров, работ, услуг.
Также субъектам МСП предоставляются следующие услуги:
- организация специальных программ обучения;
- проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов;
- организации участия в форумах, выставках, бизнес-миссиях в целях продвижения своей продукции и обмена опытом.
Центр поддержки экспорта Смоленской области (http://export67.com/)осуществляет консультационную и финансовую поддержку субъектам МСП, заинтересованным в продаже своих товаров и услуг компаниям из ближнего и дальнего зарубежья, по следующим направлениям:
- консультирование по возможностям и требованиям российских и зарубежных рынков;
- поиск потенциальных деловых партнеров за рубежом;
- организация участия предприятий Смоленской области в международных и межрегиональных бизнес-миссиях, выставках, конгрессных мероприятиях;
- проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов;
- создание и (или) модернизация сайта экспортно ориентированного субъекта МСП и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- содействие в проведении маркетинговых исследований, приведении товаров (работ, услуг) в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);
- содействие в размещении субъектов МСП на международных торговых площадках;
- содействие субъектам МСП в получении финансовых услуг АО «РЭЦ».
Получение микрозаймов и поручительств в микрокредитной компании «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» по льготным процентным ставкам.
Микрофинансирование:
Сумма займа: до 3 млн. рублей; до 200 тыс. рублей без залогового обеспечения.
Срок займа:
- до 36 месяцев для заемщиков, основным видов экономической деятельности которых являются сельское хозяйство, обрабатывающее производство, туризм%
- до 24 месяцев для заемщиков, осуществляющих иные виды деятельности.
Процентная ставка:
5% годовых для заемщиков, осуществляющих деятельность в области туризма;
10% годовыхдля заемщиков, осуществляющих деятельность в области торговли;
8% годовых для заемщиков, осуществляющих иные виды экономической деятельности.
Предоставление поручительств по кредитным договорам, договорам о предоставлении банковской гарантии:
Максимальная сумма поручительств:до 25 млн. рублей по одному заявителю.
Размер поручительств: не может превышать 50% от суммы обязательств заемщика (в рамках продукта «Согарантия» до70% от суммы кредитных обязательств).
Льготный лизинг оборудования (партнер АО «РЛК Ярославской области»):
Процентная ставка:
6% годовых для российского оборудования;
8% годовых для иностранного оборудования.
Сумма финансирования: от 5 до 200 млн. рублей.
Срок: до 5 лет.
Авансовый платеж: от 15%.
4. Получение имущественной поддержки
Субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области, включенные в Реестр субъектов МСП пользуются преимущественным правом получения имущественной поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.admin-smolensk.ru/~depim/ в разделе «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» размещен Перечень объектов государственной собственности Смоленской области, который включает в себя земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты и т.п.
Объекты имущества, включенные в Перечень, предоставляются в аренду следующими способами:
- путем предоставления государственных преференций в виде передачи в аренду объектов без проведения торгов на право заключения договоров аренды;
- по результатам торгов на право заключения договоров аренды.
Объекты предоставляются в аренду на срок не менее чем 5 лет (срок действия договора аренды может быть уменьшен на основании заявления).
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, социально значимые виды деятельности в качестве основного вида деятельности по следующим разделам:
- раздел A. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (класс 01);
- раздел C. Обрабатывающие производства;
- раздел F. Строительство;
- раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;
- раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания,
или являющиеся сельскохозяйственными кооперативами, или осуществляющие иные приоритетные виды деятельности, устанавливается льгота по арендной плате в форме понижающего коэффициента.
При предоставлении в аренду объекта имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается льготная арендная плата при условии проведения арендатором капитального ремонта объекта на период капитального ремонта объекта, но не более 1 года.
5. Участие в государственных, муниципальных и корпоративных закупках
По Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон 44-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ заказчики должны осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у субъектов малогопредпринимательства (далее – СМП) в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок.
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта.
Кроме того, есть закупки, которые заказчик должен проводить только среди СМП. Таким образом, среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама электронная торговая площадка, необходимо только подписать документ электронной подписью.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
- открытый конкурс (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс);
ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения государственных (муниципальных) контрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ):
- таких контрактов должно быть не меньше трех, которые должны быть исполнены без штрафов и неустоек;
- сумма представленных контрактов – не меньше начальной (максимальной) цены контракта текущей закупки;
- информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. Размер обеспечения считается от цены победителя закупки, а не от размера начальной (максимальной) цены контракта текущей закупки.
2. В госзакупках с преимуществами для СМП размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, исходя из цены контракта, а не от размера начальной (максимальной) цены контракта текущей закупки.
В тоже время обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
3. Положительным моментом в закупках, проводимых только среди СМП является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от начальной (максимальной) цены контракта. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.
4. Заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) не позднее 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товаров (работ, услуг) (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.
По Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее – Федеральный закон 223-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 18% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры.
В соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, закупать товары (работы, услуги) у субъектов МСП заказчики могут только четырьмя видами конкурентных процедур:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закупки у субъектов МСП заказчики проводят только на восьми электронных торговых площадках (на тех же, где проходят все закупки по Федеральному закону 44-ФЗ):
- Сбербанк-АСТ (http://www.sberbank-ast.ru/);
- АГЗРТ (http://www.astgoz.ru/);
- ЕЭТП (http://www.roseltorg.ru/);
- РТС-Тендер (https://www.rts-tender.ru/);
- Электронные торговые системы (http://www.etp-ets.ru);
- Российский аукционный дом (https://gz.lot-online.ru/etp_front/);
- ЭТП ГПБ (https://etpgpb.ru/);
- ТЭК-Торг (https://www.tektorg.ru/).
ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. В соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ заказчики не обязаны требовать от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для субъектов МСП действуют льготные условия:
- сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора;
- сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора или равна сумме аванса.
2. Представитель субъекта МСП платит электронной торговой площадке за победу 1% от начальной (максимальной) цены договора, но не больше 2 000 рублей (в обычных закупках лимит выше 5 000 рублей)
3. Максимальный срок оплаты по договору с субъектом МСП – не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки товаров (работ, услуг).