Автограф с «ГОНКИ ЧЕМПИОНОВ»
Владимира Ивановича Купцова знают многие. Кто-то — как добрейшего учителя физкультуры, начальной военной подготовки, сменившей ее ОБЖ. Другие — как прекрасного спортсмена, не раз защищавшего честь района на соревнованиях самого высокого уровня.
2 декабря у Владимира Ивановича юбилей, как не зайти в гости к ветерану спорта. Накануне созвонились, договорились о встрече, и в назначенный час постучалась я в дверь. Высокий, чуть сгорбившийся, с лёгкой улыбкой и добрым прищуром глаз, юбиляр пригласил меня в дом. Сразу слышу знакомый «голос» российского биатлона — Дмитрия Губерниева, а по другому, наверное, быть и не могло, на экране телевизора шли захватывающие и увлекательные соревнования биатлонистов, а это любимый вид спорта лыжника со стажем — Владимира Ивановича Купцова.
Невозможно не спросить:
— А почему биатлон?
— Любовь к биатлону у меня с института, лыжами я «болею» с самого детства. Это сейчас он малокалиберный, а тогда были винтовки Мосина, карабин укороченный, образца 43 года и патроны боевые, стреляли ими! А мы тренировались тогда в Реадовке, у нас база тренировочная и стрельбище в воинской части, там нашу группу и «подтягивали» по этому виду спорта. Один из моих однокурсников — Земсков Валерка из Владимира тренировался чисто для биатлона, ну, и нам перепадало. Преподаватель по биатлону приглашал нас попробовать «на вкус» этот вид спорта. В Колодне — самая лучшая трасса международного класса. Посчастливилось мне побывать дважды на международных соревнованиях по биатлону «ГОНКА ЧЕМПИОНОВ». Это женский и мужской масс-старты, а также смешанная эстафета. Двадцать сильнейших биатлонистов планеты выступали тогда под открытым небом в московских Лужниках. Россию на соревнованиях представляли Антон Шипулин, Иван Черезов, Ольга Зайцева и Ольга Вилухина. А в следующий раз удалось взять автограф у Дмитрия Губерниева, который как раз комментировал гонку.
Начало начал
— Родился я здесь, вырос и умру здесь — никуда не денусь от своих Холм-Жирков. В 1958 году пошёл в первый класс нашей Холмовской школы. В 1968 году закончил 10 классов, решил поступать в Смоленский институт физической культуры, но с первого раза не получилось. Вернулся обратно. Геннадий Эдуардович Явойш, тогда он был завроно, посоветовал: «Иди, Володя, годик поработай в школе, тебя знают как хорошего лыжника!» Я ответил: «Хорошо». Отработал, огромное спасибо преподавателю моему — Евдокии Антоновне Демещенко, мы с ней вместе работали этот учебный год. На следующий год я поступаю в институт на кафедру лыжного спорта, заканчиваю, и тут передо мной стоит выбор: куда дальше? Хотели меня направить в Красноярский край, но я кое-как добился, чтобы меня обратно вернули. Так и сказал: «Я хочу на родину — там жить и работать!»
Вот и вернулся в Тихановскую школу преподавателем. Проработал несколько месяцев, и меня призывают в армию. Служу и возвращаюсь сразу в Холмовскую школу. Всё. Дальше можно не рассказывать (смеётся). Дальше я из школы не выходил плоть до 2010 года.
О школе
— Я преподавал физическую культура. Нас было три учителя физкультуры: я, Александр Геннадьевич Явойш и Юрий Константинович Егоров, нам было «места мало», да и копейки-крохи получать не хотелось. Тут освободилось место военрука. Директор школы Евгений Ефимович Сологубов нас всех троих долго уговаривал, никто не соглашался, а я «сдался» и перешёл на новую должность. Всё. С тех пор я — военный инструктор НВП (начальная военная подготовка), потом военное дело заменили на ОБЖ, и я проработал учителем до 2010 года. Этот предмет в наших школах вела ещё до войны Евдокия Антоновна Демещенко, мама Александра Геннадьевича Явойша. В Ленинграде после окончания института физической культуры им. Лесгафта, преподавала начальную военную подготовку и штыковые бои. Она и нас этому учила, когда в школу пришла. А с Саней Явойшем, с моим близким другом, мы были всё время вместе: тренировались, готовились к соревнованиям, помогали друг другу, очень дружили…
Команда молодости нашей
— Выступал почти на всех соревнованиях в районе. До сих пор все мы вспоминаем наше второе место в Кубке области по футболу. На поле я тогда, к сожалению, не вышел, так как в предварительном полуфинальном матче получил серьёзную травму, но доиграл до конца. А на следующий день еле дошёл до врача — оказался двойной перелом. Вот и сидел я тогда на трибуне стадиона «Спартак», увы, как зритель.
Волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, разве только по шахматам не принимал участие, хотя знаю и Сицилианскую защиту, и как конь ходит. В соревнованиях по настольному теннису не выступал, хотя играть умею, но не до уровня члена сборной района.
С кем защищали честь района? Бодров, Антипов, Боченков, Ченцов, Ланцов, Калинин, Стрижов, Савваков, Шарыкин. Кстати, у Валерки была очень развита стартовая скорость, стометровки летал на раз, и в футболе его тоже выручало это качество. Всех ребят и не вспомню сейчас. Каста у нас была, что ли своя, спортивная.
Олимпиада-80
— До сих пор храню билеты соревнований, на которых удалось побывать. Я тогда смотрел бокс, лёгкую атлетику, хоккей на траве, причём первый раз видел в жизни этот вид спорта. И, кстати, среди огромного количества зрителей на одной из трибун встретился со своим однокурсником. Он, оказывается, стал тренером женской сборной по хоккею на траве, правда, сейчас и не вспомню, какой области. И он как раз приехал с командой из очередного международного турнира.
— Гера?
— Володя?
Обнялись, вспомнили. Он — хоккеист, я — лыжник, жили на одном этаже. Смотрел греблю на Крылатском водоканале. К сожалению, ни на открытие, ни на закрытие не попал. Обстановка тогда была великолепная, дружеская, тёплая.. Как добирался — это, конечно, отдельная история, Москва была закрыта в то время, никого не пропускали, но я сумел туда прорваться…В это время как раз умер Владимир Высоцкий. Он и тогда, и сейчас для меня — кумир…
О пользе халвы
— Интересно было в институте. Первый снег выпадает. В Смоленске нет его ещё нигде толком, а нам, лыжникам, дают автобус, едем мы в сторону Духовщины, там всегда проводились областные соревнования. Работая уже в школе, мы вместе с Александром Геннадьевичем возили туда наших школьников на соревнования. В автобусе переодевались и бежали в лес, там снега много всё время было.
Для лыжника главное — питаться правильно, чтобы были и белки, и глюкоза. В институте питание каждый сам себе доставал, рецепты искали, в термосах что-то заваривали, намешивали. И вот Валерка наш, Земсков, про которого я рассказывал, перед гонкой купил халвы себе, поел… и пробежал отлично, выиграл гонку. И все мы решили тогда, что халва перед соревнованиями — то, что надо. Стали перед соревнованиями закупать халву. Правда, не всем помогла она стать призёрами, но сил хватало на всю дистанцию, это факт.
Юрий Гагарин – наш земляк
— Фотографию с Гагариным храню уже более полвека. Видел воочию, как он из вертолёта выходил, когда прилетал в Холм. Отец мой работал в райисполкоме, был среди встречающих Гагарина на аэродроме. Встреча с космонавтом проходила в нашем районном доме культуры. А мы, пацаны, на сугробы залезали и через окна смотрели в зал, потому что больше и никакой возможности пробраться не было… А когда ехал по Холму, бежали довольные и счастливые рядом с машиной, хотя было страшное количество снега.
Когда он полетел в космос в апреле 1961, нас собрали в школе, построили на линейку. Владимир Максимович Москалев тогда был директором школы. Вот он нам объявил о том, что впервые в космос полетел человек, и это наш земляк, Юрий Алексеевич Гагарин. Естественно, восторг: «Ура!»
Когда учился в институте, мы в составе нашего студенческого отряда ездили в город Гагарин, работали на светотехническом заводе. Родителей космонавта я очень часто видел воочию, разговаривал с ними. Они обычно на лавочке сидели, мы подходили к ним, они очень приветливые были. Мы гордились знакомством. Его брат работал там же на заводе, и с ним мы часто контактировали. Конечно, это все памятно.
Что сейчас?
— Возраст такой, что воспоминания порой одолевают. На ум приходит то, о чем, кажется, уже и забыл. Особо я не рвался на результат, первый разряд защитил, пробегал норматив кандидата в мастера спорта, ну, а для подтверждения надо было участвовать в соревнованиях определённого уровня, но не получилось. Самая большая дистанция, которую я бегал, — 50 км, лыжный марафон, результат, конечно же, не помню… Да там задача была — просто прийти на финиш. Лыжи, палки, ботинки есть и сейчас, жаль, что сейчас я сам уже не укомплектован.
Нынешний год, вопреки всему, стал для меня счастливым. Старшая внучка Юленька наградила меня правнуком Женькой. Теперь я самый счастливый прадед.
Молодым я хотел бы пожелать быть здоровыми, заниматься спортом, быть верными себе и России.
На память Владимир Иванович подарил мне флажок с той самой «Гонки ЧЕМПИОНОВ», но уже со своим автографом. И провожая, поспешил прибавить громкость на телевизоре, чтобы вновь услышать голос Дмитрия Губерниева, посмотреть трансляцию с Кубка мира по биатлону, которая скрасит время в ожидании приезда в гости к деду на юбилей любимого правнука Женьки.
С юбилеем, Владимир Иванович!
Дарья ЕРШОВА